На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

На Линии

61 подписчик

А ещё Россия может заодно помирить евреев и арабов

Сентябрь - очень важный месяц в истории взаимоотношений израильтян и палестинцев. Как известно, именно 13 сентября 1993 года и 28 сентября 1995 года в Вашингтоне под эгидой президента США Билла Клинтона Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) были подписаны соответственно «Декларация о принципах» и соглашение «Осло-2» о создании Палестинской автономии на территории Западного берега и сектора Газы. Тогда казалось, что бессмысленное и беспощадное взаимное смертоубийство, наконец, удалось остановить.

Однако, старый еврейский анекдот не зря гласит, что папа не для того повесился, чтобы на нем качались, а чтобы таки дома было тихо. Маховик новой войны закрутить бвло очень просто, и кто-то сильно постарался, чтобы так и произошло. Уже в ноябре 1995 иудейским религиозным фанатиком был убит один из инициаторов соглашений израильский премьер Ицхак Рабин. Другой фанатик-иудей взорвал толпу молившихся в мечети Ибрагима (в почитаемой обеими религиями Пещере Патриархов в Хевроне), в результате чего 29 человек погибло, и более 150 получили ранения. Под лозунгом «Сбросим Израиль в море» началась террористическая активность созданного в 1987 году как конкурента ООП ХАМАС, несмотря на осуждение Ясира Арафата «резвиться» стал и ФАТХ (радикальное крыло ООП). Теракты религиозных радикалов с обеих сторон привели к тому, что светские власти вынуждены были периодически устанавливать блокаду, еще более раздражавшую палестинцев, которые были по факту лишены установленного договоренностями права свободно ездить из Иерихона в Газу через территорию Израиля. О незаконной поселенческой деятельности ультрарелигиозных групп вообще говорить не стоит.

Хрупкий мир вылился во II интифаду (2000-2005), в ходе которой погибло более 1000 израильтян и порядка 5000 палестинцев, в 2004 при загадочных обстоятельствах скончался второй инициатор мирных соглашений – Ясир Арафат, а в 2007 исламисты ХАМАС захватили власть в секторе Газы (правда, после победы на выборах 2006). Снова блокада, теракты, обстрелы территории Израиля, ответные военные операции («Литой свинец» и др.) с кучей жертв без конца и края.

Если попытки Клинтона умиротворить регион провалились, то пришедший ему на смену Буш-младший уже и не пытался ничего сделать. После теракта 11 сентября 2001 Буш и вовсе начал «крестовый поход» против ислама, полностью став на сторону Израиля. Именно его администрация (Кондолиза Райс) решила воплощать идею управляемого хаоса на Ближнем Востоке, что в принципе не предполагало компромиссов, хотя при ней ХАМАС согласился признать Израиль, если будет полностью решен вопрос поселений. Однако затем, назвав ХАМАС террористической организацией и тем самым отказавшись от признания результатов выборов с секторе Газы, Буш закрыл возможность для США снова стать площадкой мирного регулирования. Более «либеральный» Обама попытался что-то сделать, даже устроил прямые переговоры между премьером Израиля Нетаньяху и лидером Палестины Аббасом (опять в Вашингтоне и опять в сентябре), но дальше дело не пошло, т.к. у Обамы сильно испортились отношения с еврейским государством. Тель-Авив резонно предполагал, что продолжающаяся американская политика управляемого хаоса и «арабские весны», в ходе которых к власти у границ Израиля вместо светских правительств раз за разом приходили радикальные исламисты (в том числе ИГИЛ), это по его душу. У нынешнего же президента США Дональда Трампа, несмотря на «израильское лобби», похоже, просто не осталось рычагов для разрешения конфликта. Его майский вояж по Ближнему Востоку и последовавший за этим «катарский кризис» показали, что главная цель американцев в регионе это не мир, а торговля оружием и сдерживание Ирана. Предложение Трампа о создании ближневосточного НАТО с ваххабитами и еврейским государством закономерно вызвало непонимание у части израильского общества и элиты, а формальный 30-минутный заезд в Палестину с фактическим отказом помочь в развитии местной туристической инфраструктуры возможно временно, но таки поставил точку в лидерстве США в вопросе разрешения арабо-израильского конфликта.

Но так как свято место пусто не бывает, а проблема требует решения, инициативу взяли на себя Россия и Египет, которые в сентябре (ох уж этот сентябрь) провели совместные военные учения в Краснодарском крае «Защитники дружбы-2017». А ночью с 17 на 18 сентября ХАМАС объявил о роспуске «административного комитета» – своего непризнанного правительства в секторе Газы, передав его функции комитету национального единства. Тем самым положен конец начавшейся в 2007 году холодной войне между Газой и Палестинской национальной администрацией (ПНА) на Западном берегу реки Иордан. Не прошло и нескольких часов, как делегация ХАМАС прибыла в Москву, чтобы обсудить преодоление внутрипалестинского раскола.

А началось все как раз после неудачного визита Трампа в палестинский Вифлеем. Махмуд Аббас намекнул, что больше не желает быть «банкоматом ХАМАСа», т.к. исламисты регулярно присваивают себе деньги, лекарства и топливо, которые выделяются для населения сектора Газы, и перестал закупать у Израился электричество для этого региона. Не получив оплату, Израиль стал сокращать поставку электроэнергии, что усугубило катастрофическое положение местного населения и, прямо скажем, не добавило популярности ХАМАСу. С расстояния в несколько тысяч километров это может показаться не слишком уж драматичным, однако надо понимать, что уже 10 лет (с момента взятия власти ХАМАСом) анклав живет в условиях экономической и транспортной блокады, осуществляемой Израилем и Египтом. На крошечной территории, не превышающей 360 квадратных километров, проживает 2 миллиона человек, которые даже до снижения поставок пользовались электричеством лишь четыре часа в день с перерывами на 16 часов. Пресной воды мало, доступ к здравоохранению плохой, уровень безработицы среди молодежи почти 60%. Исламисты исламистами, но вряд ли слишком большим преувеличением является именование сектора Газы «самой крупной тюрьмой в мире». Помимо тяжелейшей блокады у ХАМАС в последнее время возник еще ряд серьезных проблем. Например, катарский кризис, фактически лишивший Газу финансовой поддержки ее основного союзника. Да и с Ираном отношения ухудшились, ведь палестинская организация в отличие от ливанской Хесбаллы не включилась в военные действия против ИГ на стороне президента Сирии Башара Асада.

Так вот, с одной стороны дополнительное экономическое давление в особо тяжелый момент, а с другой реальное предложение по решению проблемы. 14 сентября текущего года его сделал Египет, озвучив ХАМАС и Израилю план обмена пленными, а лидер Египта Абдель ас-Сисси предложил израильскому премьеру Нетаньяху возобновить диалог с палестинской стороной. Кроме того Египет не без содействия российского посла провел переговоры с ХАМАС и ФАТХ по согласованию позици и буквально через пару дней, 17 сентября, ХАМАС передал власть в Газе кабинету национального единства, выразив заинтересованость в проведении парламентских и президентских выборов на всей территории Палестины. 18 же сентября, как мы уже отметили, делегация Газы прибыла в Россию обсудить возможность объединения Палестины и создания коалиционного парламента, выборы в который пройдут примерно через полгода.

Терроризм невозможно побороть блокадой и войсковыми операциями. Эти действия лишь озлобляют нищее и малообразованное население, которое становится отличной почвой для исламистской пропаганды. А вот создать такие условия, при которых руководству сектора Газы (между прочим, демократически избранного) будет выгодно отказаться от радикализма, а экономическое развитие успокоит население и даст ему иной смысл жизни, - это в данном случае единственная разумная стратегия, почему-то недоступная американской политической мысли, но вполне естественная для российской.

Первые результаты уже дают себя знать, так как ХАМАС оборвал связь с находящимся в ОАЭ лидером своего радикального крыла Мохаммедом Дахланом. Отказ от крайностей исламистского радикализма неизбежно переведет и уже переводит организацию из религиозного в национально-освободительный дискурс, что в корне меняет всю картину. А общественное бытие, как известно, определяет общественное сознание.

На первый взгляд непонятно только, в чем интерес Израиля. Ведь разделенная Палестина это в какой-то мере гарантия целостности еврейского государства. Однако есть проблемы похуже. Скажем прямо, полное отделение Палестины от Израиля сейчас не слишком выгодно для самих палестинцев, ведь тогда стразу встанет вопрос, за счет чего жить. Да и сомнительным кажется эффективное построение национального государства там, где племена еще и близко не подошли к национальному строительству. Конечно, помощь может предложить Иран взамен на, скажем, военные базы. И вот это для Тель-Авива будет катастрофой, на которую он может (как показывает история) отреагировать крайне жестко, что Палестине, заинтересованной в восстановлении и развитии инфраструктуры, тоже не слишком интересно. Короче говоря, завтра, конечно, все может измениться, но на данный момент оптимальным для обеих сторон яляется широкая автономия внутри израильского государства. И лучше возглавить этот процесс сейчас, чем в ближайшее время получить иранские базы у себя на границе. Вот и летал Нетаньяху в Москву в очередной раз 23 августа, чтобы договриться об ограничении допуска Ирана на близлежащие территории. Так что возможно, уступка по палестинскому вопросу и есть то, что позволит Тель-Авиву сохранить свою «долю» в регионе после окончания сирийской войны.

Теперь блокаду, по всей видимости, придется снять, а это уже огромный шаг хотя бы к спасению оказавшихся в невыносимых условиях людей. В общем, пока Трамп грозится полностью уничтожить КНДР, а гордые корейцы называют его угрозы «собачьим лаем американского маразматика», Россия впервые в истории становится главной площадкой регулирования арабо-израильского конфликта. Долгие годы США не могли или не хотели решать проблему кардинально и в итоге неизбежно оказались на периферии процесса. Теперь шанс на мир реально появляется. Остается лишь пожелать удачи всем, проявляющим добрую волю сторонам, и ждать парламентских и президентских выборов в объединенной Палестине. А там дальше мало ли что…


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх