В ходе расследования теракта в Берлине у следствия есть новости. И они печальные.
Напомним: сначала был задержан якобы сбежавший с места преступления пакистанский беженец. Но быстро отпущен, потому что выяснилось, что это не он направил фуру, гружённую металлоконструкциями, в толпу на рождественском базаре.
При этом оказалось, что пакистанец имеет отношение к сексуальным преступлениям и приехал он в Германию аккурат в прошлую новогоднюю ночь.
Но, быстро установив, что не он водитель фуры, его отпустили.
У публики начали возникать вопросы. Почему не провели более тщательной проверки его пребывания в Германии, а также чем он занимался до приезда сюда год назад? А главное, не имеет ли он (пусть даже косвенного отношения) к этому преступлению? Почему не воспользовались этим задержанием, чтобы использовать в расследовании дела о сексуальных преступлениях? Или следствие по этому делу уже прекращено?
Теперь органы правопорядка с удивлением и даже недоумением констатируют, что экс-подозреваемый бесследно исчез. Первыми это обнаружили не следственные органы, а журналисты, но не немецкие, а британские, из „Daily Mail“. Его телефон выключен, родственники тоже ничего не знают о его местонахождении. В общежитии беженцев в Берлине он так и не появился.
И выяснилось это не потому, что полиция держала его в поле зрения и вдруг он исчез. Нет. Генпрокуратура запросила полицию. Тут и обнаружилось, что полиция вообще о нём забыла.
Тот, кого теперь считают исполнителем теракта, Анис Амри из Туниса, сидел в Италии за какое-то преступление, но сбежал в Германию.
Во время бегства с места преступления потерял не только свои документы, но и мобильный телефон.Документы были, скорее всего, оставлены как визитная карточка, чтобы сделать заявление об исполнителе теракта. Эксперты говорят о таком приёме террористов.
Только сегодня, по прошествии нескольких дней, найдены его отпечатки пальцев на двери кабины фуры.
Была проведена, как обычно у немецкой полиции, почти кинематографическая полицейская операция со штурмом общежития беженцев в Северной Рейн-Вестфалии, в населённом пункте Еммерих, где зарегистрирован беглый тунисец. Кстати, проживал он всё время не там, а в Берлине.
У публики возникает вопрос: почему полиция не проверяла это обстоятельство?
Гражданам было объявлено, что преступник перемещается по стране, он вооружён и очень опасен. Людям рекомендовали оставаться дома.
В операции по его поиску участвовало 100 полицейских, в числе которых был спецназ. Были проведены следственные мероприятия. Пока о результатах не сообщается.
О несостоятельности немецкой полиции сказано и написано уже достаточно. После каждого теракта в стране, а их уже много, представители полиции жалуются на нехватку персонала и приводят другие причины, которые после каждого такого теракта и его объяснения, впрочем, не устраняются.
Но зато власти и гражданские активисты призывают не впадать в панику, продолжать жить, как раньше, не лишать себя радостей жизни - таких, как посещение рождественских базаров - не делая при этом ничего для безопасности граждан.
Теперь выясняется, что сведения о готовящемся теракте с помощью тяжёлого грузовика на рождественском базаре в Берлине поступили в Федеральное управление по уголовным делам ещё летом.
А министр внутренних дел сказал коллегам, что у него "есть нехорошее чувство, что-то должно произойти на рождественском базаре".
У министра есть чувство, уважаемые читатели. Это после конкретного указания на место теракта. Через неделю или две после того, как чисто по случайности не взорвалась самодельная бомба, которую принёс на базар в другом городе малолетний преступник 12 лет, сын иракских беженцев. После терактов в Бельгии и Ницце. Кстати, уже давно было указано на то, что по технике безопасности на въездах в места проведения ярмарок должны лежать бетонные плиты. Но их не было.
У публики возникает вопрос. Почему рождественские базары не были огорожены такими плитами?
Впрочем, теракты только следствие. Главное, о чём теперь заговорили политики Германии - внимание - необходимость проверять личности беженцев. Не поверхностно, как до сих пор, а "тщательно". Нельзя также принимать всех подряд.
Вице-председатель ХДС Армин Лашет вдруг оказался „потрясён положением с безопасностью в ФРГ“. Он заявил об этом журналистам.
Оказалось, что за опасными преступниками, находящимися в Германии, не ведётся наблюдение. Это стало откровением для политика только сейчас. А почему не раньше, когда год назад тысяча мигрантов устроила эротическое сафари на немок в Кёльне, например?
...Впрочем, все эти вопросы остаются без ответов. И, честно говоря, слабо верится, что в Германии что-то изменится в плане безопасности. В страну уже запущено полтора миллиона беженцев. Прибывают и новые.
Поэтому остаётся только выслушивать (порой абсолютно анекдотичные) причины, по которым многих преступников не могут выдворить из Германии.
Например: у них фальшивые документы, а для депортации нужны настоящие.
Это не шутка. Этим пользуются многие искатели убежища, не получившие его, чтобы их не депортировали обратно в страну исхода.
Германия - страна бюрократическая. Пока здесь будет принят какой-то закон, проходит несколько лет. За это время придут ещё сотни тысяч - а может быть, миллионы "беженцев".
И может оказаться уже совсем-совсем поздно.