Итак.
Согласно сообщению миссии МВФ, работавшей в Москве 14-18 ноября, распространенному в Вашингтоне пресс-службой фонда, российской экономике удалось достойно пережить двойной шок - от снижения цен на нефть и от санкций, - и теперь в ней, со всей очевидностью, наблюдаются признаки начинающегося оздоровления.
Кроме того, Международный валютный фонд вновь улучшил свой прогноз по динамике ВВП России. Теперь эта организация ожидает сокращения российского ВВП в 2016 году всего лишь на 0,6%. Против октябрьской оценки сокращения российской экономики в 2016 году на уровне 0,8%, а еще более ранней, июльской, аж на 1,2%.
Ну, а прогноз на 2017 год остался неизменным - Россию согласно планам МВФ ожидает рост ВВП на 1,1%.
Прогноз по российской инфляции тоже «пересмотрен в сторону улучшения».
Если в октябре МВФ ожидал инфляцию на уровне 5,9% к концу 2016 года, то сейчас показатель составляет 5,6%. В следующем же 2017 году, по мнению фонда, «инфляция будет продолжать также снижаться».
Теперь, - внимание, вопрос: нужно ли нам радоваться столь неожиданно «благоприятному прогнозу».
Безусловно, нет.
Во-первых, будем говорить откровенно, наши рынки серьезно недооценены, равно как и их потенциал. И вот в этом как раз нет ничего ровным счетом неожиданного: это стабильная и прогнозируемая политика Международного финансового фонда по отношению к «неключевым игрокам».
Во-вторых, даже если бы всё было "как надо", нам этого явно недостаточно.
Тут все просто: в настоящее время речь идет ни много, ни мало, а об «окончательной суверенизации Российской Федерации».
В течение последних нескольких лет Россия обрела суверенную, независимую от внешних игроков политику - как внешнюю, так и внутреннюю.
Это – медицинский факт.
Но факт еще и в другом: чтобы стать по-настоящему самостоятельным и влиятельным мировым игроком, определяющим, как и в какую сторону должна развиваться мы уж не говорим о мировой, но хотя бы наша собственная «русская цивилизация», Российская Федерация должна обрести еще и суверенную экономику.
И, кстати, высокий уровень жизни своего собственного населения.
А для этого нашей экономике недостаточно «одного процента роста». Экономический рост должен стать прорывным, а не в рамках статистической погрешности. И что для этого делать - всем, в общем-то, понятно, а кое-что даже и реализуется: это и инфрастуктурные проекты, и инновации, и проектное финансирование. Это вполне вменяемая экономическая политика в области корпоративного управления и взаимодействия с крупным, частично государственным (или со смешанной формой собственности) капиталом.
Но нужно еще и другое – «взрыв» на уровне среднего и мелкого предпринимательства, определяющий во многом благосостояние населения страны. И для этого нужна не только доступность инфраструктуры, но и вменяемое налогообложение, дебюрократизация, доступность кредитных ресурсов, доступность, в том числе и тарифная, энергетических ресурсов и многое, многое другое.
По-русски говоря, нам необходима «экономика роста».
Реализация которой просто, увы, невозможна в рамках нынешней экономической и финансовой модели, согласно которой на сегодняшний момент концептуально действует экономический блок правительства РФ. А «рост в один процент» пусть радует, допустим, ставившего такие задачи бывшего министра Улюкаева. Который в настоящее время продолжает «искать дно» в несколько иных местах.