Пятого декабря в суде города Кирова началось новое рассмотрение "дела Кировлеса", которое на этот раз состоялось как-то непривычно тихо.
Тем не менее, это чуть полинявшее событие – повод вспомнить о доблестях, о подвигах, о славе вечно «молодого политика», ограниченных рамками конкретного региона – Кировской области.
Мелькнувший ярким протуберанцем в вятско-васнецовской глуши советник губернатора Кировской области Н. Ю. Белых на общественных началах посвятил себя «помощи лесному хозяйству Кировской области» и «целям повышения рынка сбыта лесоматериалов».
Избранное поприще было вполне себе предопределено: лес – основное богатство в неродимом на нефть и иные полезные ископаемые краю хлыновской игрушки. Логично, что именно этот ресурс сделался предметом заботы «молодой прогрессивоной команды».
Прогремевшая на весь цивилизованный мир сделка между ООО "Вятская лесная компания", организованной Петром Офицеровым, и КОГУП "Кировлес" в комментариях не нуждается. Но была еще одна, оставшейся в информационной тени, история о «помощи лесному хозяйству Кировской области».
25 августа 2009 г. в газете «Вести» было опубликовано объявление о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Организатором аукциона являлся Департамент лесного хозяйства Кировской области.
Девять аукционных единиц были сформированы по принципу: одна единица – один лесной участок. Но одна единица оказалась уникальной. Она состояла из лесных участков, которые находились в 33 лесничествах Кировской области с начальной ценой предмета аукциона 65 162 218 рублей.
Обычно лесоперерабатывающие предприятия работают на территории 2-3 муниципальных образований. Аукционная единица, в которую входили лесные участки, находящиеся на территории 33 лесничеств Кировской области, создавала определенным участникам преимущественные условия в торгах и очевидно нарушала конкуренцию.
Вполне ожидаемо единственным предприятием в Кировской области, которое осуществляло хозяйственную деятельность на территории 33 лесничеств, оказалось КОГУП «Кировлес».
Объединение лесных участков в одну аукционную единицу в нарушение прав иных предприятий приводило к тому, что осуществляя деятельность в пределах конкретного лесничества, производители вынуждены брать лес в субаренду у будущего победителя аукциона, выкупившего крупный единый лот.
Справедливости ради надо сказать, что бесспорное лидерство КОГУП «Кировлес» в аукционах отмечалось и раньше. В результате арендная плата возрастала в 5-7 раз и достигала самых высоких показателей в Волго-Вятском регионе. Это ставило местных лесопроизводителей и лесопереработчиков в заведомо неконкурентые условия.
Но, как говорила генеральша Епанчина, «разумеется, должна быть выгода».
То, что по версии Википедии выглядело как «деяния, которые невозможно отличить от обычной предпринимательской деятельности», имело вполне конкретных выгодоприобретателей.
Добрые языки отмечают, что никакой юридической связи между КОГУП «Кировлес» и А. Навальным нет. Языки злые придерживаются мнения, что связь просто осталась недоказанной.
У истории хороший конец. Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по заявлению одного из местных предприятий, не смирившегося с порядком вещей, признало торги незаконными, и нарушение конкуренции было устранено.
В сущности, эта окаменелая новость уже покрылась канцелярской пылью, но она случайно нашлась в архиве памяти, и сияет бесценным амиантом как иллюстрация присказки «и все у них так».
Все неувядающие либеральные ценности - свобода слова, развитие конкуренции и прочие непоколебимые вербальные мамонты, для нашей оппозиции всегда – средство, и никогда - цель. Как только цель достигнута, все развивается по сценарию старого анекдота: «Скажите, пожалуйста, когда вы придете к власти, вы будете бороться с коррупцией?» - «Бороться? Я буду в ней участвовать!».
Когда-нибудь, отшумит сурово «Кировлес», закончится суд. Но в порядке безумной мечты хочется, чтобы всю эту ушлую и не очень умную, но нетерпеливо-жадную братию больше не пускали на кормление в регионы. Даже в порядке эксперимента с вполне предсказуемым концом.