25 января в 21:00 по времени Астаны, президент Казахстана обратился к гражданам страны в прямом телеэфире. Обращение не было экстренным, равно как и его тема – неожиданной. Но за те несколько часов, что прошли с момента анонсирования до самого обращения, казахстанцы испытали весь спектр эмоций – от тревоги до разочарования.
Чего ждали от обращения Нурсултана Назарбаева граждане Казахстана и только ли им было оно адресовано? Формальный повод обращения - разъяснить суть предстоящих реформ, заключающихся в беспрецедентном перераспределении полномочий между органами высшей власти страны. На самом деле речь шла о том, как Казахстан собирается отвечать на шквал вызовов наступившего непростого времени.
Казахстанское информационное и публичное пространство в 2016 году было очень богато на события во всех сферах государственной жизни. Не проходит и месяца без тревожных новостей. Поэтому от обращения президента ждали чего угодно. Отдельные несознательные граждане - вплоть до объявления в стиле "я устал, я ухожу".
Президент в очередной раз сумел всех озадачить. В Казахстане исторически выработался довольно специфический стиль человеческих взаимоотношений вообще и официальных обращений в частности. Каждое такое сообщение составлено с одной стороны в предельно ясных выражениях, но которые в то же время могут быть восприняты как угодно. Официальную линию, как у нас принято, продолжают и развивают руководители соответствующих направлений.
Обращение президента – хрестоматийная классика подобных сообщений. Оно было очень коротким, всего 9 минут 39 секунд, где 75% времени президент говорил на русском языке и только 25% - на казахском.
И если вы вдруг решили, что это говорит о том, что сообщение было подготовлено не только для внутреннего слушателя, то вы опять же можете быть правы. Но не обязательно.Было бы неверно в принципе пытаться уложить толкование обращения президента в какой-то тематический коридор. Скорее, как и любое объемлющее высказывание, каждая группа граждан получила ответ на вопрос, который их больше всего волновал.
Огромная часть граждан РК с нарастающей тревогой не один год констатируют, что достаточно пожилой президент до сих пор не обозначил ни кандидатуры преемников, ни понятного механизма транзита власти. После смерти Ислама Каримова и весьма характерной для Узбекистана тишины, тревога стала нарастать еще быстрее. Публицисты и политологи рассыпались статьями на тему “как нам поможет опыт Узбекистана в вопросе транзита власти”.
Другая, менее многочисленная, но гораздо более голосистая и влиятельная часть граждан уже с самого падения мировых нефтяных цен (читай - первого обесценения тенге) на разные лады констатируют назревшую необходимость прямо “реформ” - от изменений в монетарной политике до изменений политических. Никакой прикладной конкретики, кроме “нам нужно развивать демократию”, как водится, никто не предлагал. Как никто даже не пытался логически увязать, как развитая демократия решит проблемы сырьевой экономики, образования или коммунального хозяйства. Правда, один аргумент у них есть: при реальной многопартийности победившая на выборах партия формирует правительство подотчетное ей, а значит - управляемое и эффективное. Что в целом совсем не факт.
В-третьих, объективная реальность такова, что к 25-летию независимости у РК есть не только достижения, которыми можно гордиться (а они есть), но и масса системных проблем, требующих системного решения. Учитывая, что в Казахстане на самом деле абсолютно демократическое устройство экономики(где крупный бизнес и государственные деятели - это, грубо, одни и те же люди), системные решения экономических проблем неминуемо означают системные решения в отношении органов высшей власти. Особенно принимая во внимания, что многочисленные несистемные решения в отношении органов власти( многочисленные перестановки и увольнения) никак не влияют на общие результаты, хотя и меняют ситуацию на отдельных участках работы, то тоже надо признать.
Технократы и представители бизнеса ждали и ждут структурных реформ. Ведь чем больше экономика страны завязывается на ЕАЭС, тем большей конкретики и эффективности требуют процессы на каждом отдельном участке. Не раз справедливо отмечалось, что огромный спектр вопросов экономического взаимодействия со странами ЕАЭС требует гораздо более глубокой вовлеченности в этот процесс Парламента РК. К тому же, по уставу ЕАЭС эти вопросы как раз и лежат в зоне ответственности парламента.
Ну и подавляющее большинство граждан самого разного достатка, рода деятельности, информированности и социальной ответственности чувствуют, в какой непростой период мы все вошли. На их глазах множество “достижений независимости” померкли и съежились, только сильнее выпятив главное - стабильность. И сейчас они ждут решений множества проблем, но таких, которые не будут затрагивать стабильность и безопасность их существования.
Объявленные президентом реформы, в общем, и есть ответ на все перечисленные ожидания. Перераспределение полномочий между ветвями власти и их баланс - это и есть механизм подготовки к транзиту власти: у нового президента уже не будет ни сопоставимого авторитета(естественно), ни полномочий. Перераспределение полномочий в пользу парламента и правительства - это огромный вызов для парламента и повышение уровня его ответственности: после этого парламент перестанет быть “вип-отпуском за госсчет”, придется начать работать. И да, следует ожидать изменений в механизмах принятия и исполнения решений, распространяющихся на страны ЕАЭС. Правительству придана большая самостоятельность и гибкость в борьбе за качество исполнения государственных программ, на которые были потрачены триллионы денег при сомнительном эффекте. Ну и баланс полномочий и ответственности между ветвями власти - классическое условие взаимного контроля, конкуренции, а значит в конечном счете - устойчивости системы. Ну а словесный парадокс о “конституционной реформе, не затрагивающей основы нашего конституционного строя” - традиционный для текущего казахстанского истеблишмента стабилизирующий элемент, чтоб никто не волновался.
В отношении зарубежных партнеров, особенно тех, кто самые стратегические их всех стратегических(у нас многовекторность). Ведь наверняка у стран, с которыми нас связывает не только прошлое, но и будущее, есть вполне обоснованные опасения, что Казахстан в случае смены первого руководителя может пересмотреть свои приоритеты. О приверженности нашим ценностям, продолжении и развитии курса Президент РК сказал довольно много и чётко - послушайте или прочтите его обращение, оно ведь не зря в основном на русском языке.