
Формула 1 намерена запустить гонки с 5 июля и провести первые несколько этапов с пустыми трибунами. Другие гоночные серии действуют в том же направлении. Это не прихоть миллиардеров организовать «покатушки», а реальная попытка спасти автоспорт от банкротства.
Накануне Чейз Кэри опубликовал заявление, в котором объявил, что руководство Формулы 1 намерено открыть сезон 5 июля 2020 года сдвоенной гонкой на Red Bull Ring в Австрии.
И это несмотря на то, что накануне промоутеры Гран-при Франции, намеченного на неделю ранее, сообщили об отмене гонки.«Наша уверенность в том, что нам удастся запустить сезон уже этим летом, крепнет с каждым днем, — сказал Чейз Кэри. — Мы наметили для себя старт на июль, август и начало сентября, и первый этап пройдет в Австрии 3–5 июля. В сентябре, октябре и ноябре мы проведем гонки в Евразии, Азии и Америке и закончим сезон в декабре в Бахрейне с финальной гонкой в Абу-Даби. Мы предполагаем провести всего 15–18 этапов».
Из заявления Кэри понятно, что первые несколько гонок будут проведены без зрителей при закрытых трибунах, но организаторы рассчитывают, что за несколько месяцев карантин будет снят, и фанаты вновь смогут наблюдать Формулу 1 вживую. Предполагаемый календарь гонок будет опубликован позже.
При этом заявление Чейза Кэри заканчивается оговорками, что все эти планы могут измениться в связи с различными внешними обстоятельствами, так что зрителям и болельщикам пока остается только надеяться на лучшее.

Тем не менее автоспортивный мир начинает понемногу оживать, и это несмотря на то, что предсказать дату выхода из мирового карантина пока не представляется возможным. Из разных стран приходит порой противоположная информация о государственной политике касаемо изоляции в период коронавируса, и по большей части она пока не слишком оптимистична, но есть и хорошее: на различных мировых автодромах возобновляются тесты и трек-дни, например, на Нюрбургринге их знаменитые «туристические заезды» пройдут уже 30 апреля, хотя и с некоторыми ограничениями.
Сходной политики придерживаются и власти в США. На прошлой неделе губернатор Северной Каролины открыл базы команд НАСКАР (большинство гоночных коллективов сконцентрировано именно там), разрешив им начать работу с автомобилями. Более того, слухи о том, что в конце мая будут проведены одна или две гонки серии, становятся все более реальными.
Делается это все не для того, чтобы потешить самолюбие боссов и гонщиков в период, когда большинство населения и бизнеса оказалось в жесточайшем кризисе, а для того, чтобы хоть как-то поддержать жизнеспособность автоспортивной сферы.
В одном из предыдущих материалов мы рассказывали о том, что спорт в целом и автоспорт в частности максимально зависим от реальных событий, спонсоров и зрителей.
Этого же мнения придерживается и Йост Капито, в прошлом руководитель подразделения Volkswagen Motorsport. В своем недавнем интервью, отвечая на вопрос Дрома о возможных решениях по выводу автоспорта из глобального кризиса, Капито ответил, что единственная возможность — это возобновление офлайн-активностей, в том числе и тестов на автодромах или даже так называемых «ghost races» — гонок без зрителей (полное интервью с Йостом Капито мы опубликуем в ближайшие дни). Без этого выжить будет чрезвычайно сложно, но даже с такими мерами выживут не все.

Например, Кевин Магнуссен в своем интервью «Auto Motor und Sport» заявил, что вполне допускает вариант развития событий, когда пилотами Формулы 1 станут преимущественно те, кто способен заплатить за свое место — ведь все команды ищут способ удержаться на плаву. «Как бы мне не хотелось остаться в Формуле 1, при наихудшем варианте развития событий мне придется освободить свое кресло пилота в небольшой частной команде тому, кто готов выложить за него определенную сумму. Потому что я понимаю, что лично я просто не смогу найти требуемых денег».
Автоспорт — это точно такой же бизнес, как и любой другой, в котором задействовано большое количество людей самых разных профессий и специальностей. Невозможность платить персоналу зарплату уже привела в частных командах Формулы 1 к тому, что часть сотрудников распустили в неоплачиваемый отпуск, а некоторым существенно сократили жалование. Известно, что команда Williams была вынуждена заложить все свое имущество, включая исторические формулы, хранящиеся в музее команды, и землю, на которой расположена база, своему основному финансовому партнеру — банку HSBC, чтобы обеспечить хоть какие-то свободные ресурсы.
Крупные концерны вроде Mercedes сумели найти иное решение по спасению от глобального кризиса, в короткие сроки разработав с помощью собственных инженеров и организовав на своих заводах производство необходимых медицинских дыхательных аппаратов.

В этом разрезе желание руководства Формулы 1 возобновить сезон как можно скорее вполне очевидно, т. к. хоть как-то поможет предотвратить крах всего чемпионата. Если коротко, то команды получают деньги от спонсоров за то, что в гонках, которые транслируют по телевидению, участвуют с их рекламой на бортах своих автомобилей. Нет гонок — нет показов – нет денег.
Одним из самых простых решений на данный момент является проведение гонок без зрителей. Именно так и запланирован Гран-при Австрии. Этот этап на Red Bull Ring финансирует сам Red Bull, и для них проведение и трансляция подобных событий является отличной рекламой.
В своем интервью радиостанции О3 Хельмут Марко сказал, что они планируют проведение сразу двух этапов: 5 и 12 июля, и это «позитивная цель для нашего спорта». 19 июля эстафету примет Великобритания, которая также готова провести Гран-при без зрителей. Единственным ограничением на данный момент является проведение тестов на коронавирус, но уже 400 сотрудников команды и завода Red Bull, по словам Марко, эти тесты сдали, и практика показывает, что сделать это можно весьма быстро.
Более того, Шпильберг потенциально готов принять и некоторое количество зрителей, так что если ситуация изменится, они смогут быстро под нее перестроиться. Автодром сейчас оборудован и экипирован таким образом, что там могут свободно разместиться порядка 1000 человек в соответствии со всеми рекомендованными санитарными нормами.
Великобритания также придерживается точки зрения о необходимости старта сезона, пусть и без зрителей. Большинство компаний и людей, задействованных в Ф1, понимают, что сейчас стоит задача не просто запустить сезон. Так называемый локдаун, когда все фабрики принудительно закрывают на летний перерыв, был не только перенесен на весну, но и продлен до 49 дней. Это было сделано прежде всего для того, чтобы поставить все команды в равные условия в связи с карантином, который в разных странах протекает по-разному. Теперь же было объявлено о том, что локдаун закончится в конце мая, и команды смогут приступить к работе.

Спортсмены тоже так или иначе поддерживают решение о проведении «гонок-призраков». Кевин Магнуссен сказал, что «гонки без зрителей, которые собираются проводить в июле — довольно странная история, но в любом случае это будет лучше, чем вообще остаться без гонок». И в этом его поддерживают и другие пилоты.
Тем не менее есть промоутеры, которые не видят для себя возможности проведения этапов без зрителей, и это прежде всего те, кто помимо взносов за проведение Гран-при вынуждены нести дополнительные расходы — например, на создание временной трассы, как это делают в Баку. В компании Baku City Circuit сообщили, что не готовы проводить гонку без зрителей.
Российские промоутеры этапа в Сочи также сообщили, что в данный момент нацелены провести гонку со зрителями, но, конечно, готовы проявить гибкость.
— Если ситуация в связи с коронавирусом не позволит сохранить формат офлайн, технически мы готовы и к другим вариантам, — поделился промоутер Гран-при России Формулы 1 Алексей Титов. — Однако в этом случае детали взаимодействия с Ф1 могут быть скорректированы.
Честно говоря, проведение летних этапов в то время, когда мир продолжает переживать пандемию коронавируса, сейчас все еще вызывает много вопросов, и прежде всего по процедуре: ведь многие страны на карантине, границы закрыты, а логистика для части команд из самых «неблагополучных» регионов может оказаться просто крайне затруднительной. Тем не менее понятно, что границы на данный момент закрыты преимущественно для туризма, экспресс-тесты существуют, а ограничение контактов внутри сообщества Формулы 1 и проживание персонала в определенных местах помогут справиться с предписаниями карантина.
С этими и с другими вопросами мы также обратились к Алексею Титову, в компанию «Росгонки».

Алексей Титов
— Чейз Кэри объявил о том, что сезон Формулы 1 может стартовать 5 июля в Австрии — и это после того, как был отменен Гран-при Франции на Поль Рикаре, назначенный на 27 июня. Разница всего неделя. Есть ли уверенность, что 5 июля все начнется?
— Отмена Гран-при Франции связана с тем, что президент страны Эммануэль Макрон объявил в принципе об отмене массовых мероприятий до середины июля. Что касается остальных гонок, мы уверены, что все решения коллег, включая создание этого предварительного проекта календаря, продиктованы заботой о фанатах, стали результатами всестороннего анализа эпидемиологической ситуации и согласованы с руководством стран, которые собирается посетить Ф1, в данном случае Австрии. Позицию Англии мы знаем — они уже готовы, главное — без зрителей.
— Очень интересный момент, как организаторы смогут обходить различные государственные запреты — например, закрытые границы. Ходили слухи, что Италия останется на карантине до конца 2020 года. Вряд ли Ф1 начнет сезон без команд с итальянскими базами?
— Вопрос о том, как поступить с итальянскими базами, лучше адресовать напрямую Формуле 1. Опыт австралийского этапа показал, что организаторы чемпионата не готовы устраивать гонки без полного списка команд, так что уверен, что вопрос передвижения и доступа сотрудников всех коллективов проработан Формулой 1.
— Как будет выстроена логистика? Как будут осуществляться перелеты сотрудников команд? Как будут организованы грузовые доставки — машин, запчастей и оборудования?
— Логистика в Формуле 1 — это довольно сложный и многоступенчатый процесс. В свете нынешних обстоятельств вполне возможны изменения как в маршрутах, так и в количестве задействованных лиц. В целом же, учитывая уникальный опыт Формулы 1 и ее подрядчиков в сфере логистики и доставки грузов, уверены, что все уже продумано и учтено. Если говорить о европейских этапах, то логистика — дорожная, а процесс прохождения границ между странами максимально упрощен либо отсутствует вовсе. Представителей команд же можно перемещать при помощи чартерных рейсов с предварительной обработкой судов и людей.
— Если гонки пройдут без зрителей — будут ли отменены взносы стран на проведение ГП? Если они уже оплачены, будут ли они перенесены на другие годы?
— У каждого промоутера — свои контрактные обязательства. Если условия проведения какого-то Гран-при будут изменены, могут быть пересмотрены и суммы взносов.
— Возможно ли, что Ф1 дотирует определенные суммы автодромам, которые согласятся провести гонку без зрителей, или придумает какие-то другие «плюшки»?
— Формула 1 обладает довольно внушительными возможностями в сфере маркетинга, digital и телетрансляций, поэтому если какие-то из промоутеров будут вынуждены отказаться от проведения гонок без присутствия зрителей на трибунах, будут найдены альтернативные инструменты взаимодействия как с аудиторией, так и с организаторами гонок. «Плюшек» у Ф1 много и их можно и нужно задействовать в текущей обстановке.
Источник: drom.ru