Китайско-американская сказка «Великая стена» выйдет в России 16 февраля. Рассказ, о чем, собственно, фильм - ниже.
Итак, со времен действия «Викинга» прошло сто лет. Группа наемников из Европы едет в Китай, чтобы достать секрет изготовления пороха. Весь путь группы в Китай нам не показали, Русь осталась за кадром.
Так что приключения начинаются на том месте, где по пути с индейским улюлюканием на них нападают кочевники, выглядящие особенно дико на фоне китайцев в красивых костюмах и доспехах (сразу видно, где тут цивилизация). Конечно, внешний вид и поведение кочевников несколько далеки от реальных монголов строившего как раз в эти времена свою империю Чингисхана, но ведь китайцы и не заявляли об историчности — они снимали сказку, то есть "правду мифа".В результате нападения апачей, то есть монголов, из наемников в живых остаются двое: британец Мэтт Дэймон и испанец, имя которого не имеет значения. Столкнувшись по дороге с каким-то чудищем, которому испанец отрубает лапу, жители будущего ЕС добираются до Великой китайской стены. Попав на стену, они узнают, что Великий Китай охраняет мир от заброшенных из космоса жутких чудовищ, сильно напоминающих рапторов из «Парка Юрского периода», но гораздо более массовых, организованных и способных к эволюции. Более того, по местной легенде, эти динозавры прилетели в наказание китайской элите за жадность.
Далее воины из Европы помогают китайцам отбить нападения инопланетных динозавров. Британец влюбляется в китайского генерала (спокойно, генерал - симпатичная девушка).
Чувства взаимны, однако вместо постельных сцен китайская боевая девушка читает британцу нотации о любви к Родине, важности долга и верности соратникам. Ни намека на пошлость — чистые платонические чувства на фоне красочных военных действий вокруг. На фоне любви к китаянке британец внезапно проникается китайским патриотизмом и остается помогать защищать мир от зла. Тем временем в неравном, но очень героическом бою гибнет местный главнокомандующий, который перед смертью назначает на свое место главную героиню.Пока британца одолевали душевные сомнения и он разрывался между бесплатным долгом перед человечеством и возможностью срубить много денег за порох, его напарник ворует порох, вырубает коллегу и бежит. По дороге, впрочем, вора ловят апачи-кочевники, а из-за нарушения техники безопасности порох взлетает на воздух, так и не попав в Европу (до Бертольда Шварца, напомним, ещё лет триста).
Британца обвиняют в пособничестве ворам, кидают в темницу, но тут выясняется, что умные динозавры сделали подкоп под стеной и уже движутся ровным строем на китайскую столицу, где правит малолетний мажор-император. Войско садится на воздушные шары и бросается в последний решительный бой за будущее человечества. Британца выпускают и объявляют ему амнистию по поводу конца света. Он бросается на защиту их Родины, своей любимой и всего человечества. Далее следует череда подвигов китайских солдат, которые взрывают себя и монстров, гибнут ради призрачного шанса победы, демонстрируя массовый героизм и самопожертвование. На последней секунде, когда уже всё, казалось бы, пропало, британец и леди-командующая спасают мир, убив матку динозавров.
Просвещенный цивилизованными китайцами британец возвращается домой, променяв возможность разбогатеть на вызволение пойманного коллеги наемника из Испании, а его любимая смахивает скупую женскую слезу с высоты Китайской стены.
Конец.
...Фильм вышел, конечно, с перебором пафоса. Китайские актеры, чем они грешили всегда, несколько аффектированы. Великих скрытых смыслов не обнаружено, но ведь и сам жанр предполагает несколько упрощённый подход. Зато фильм красивый. Красивые костюмы, красивые актёры, красивые здания — хорошее семейное развлекательное кино.
При этом что реально вызывает зависть - так это наличие внятной человеческой морали. Основная мысль, витающая над батальными сценами — верность долгу и Родине побеждают любое зло. Как внешнее (в виде монстров), так и внутреннее (в виде жадности).
Это фильм, после которого подросток захочет быть китайцем — представителем народа, спасавшего мир от чудовищ, народа-патриота, народа-цивилизации. Поскольку посмотрел я его после другого псевдоисторического фэнтези, отечественного «Викинга» с его немытой Русью, изнасилованной Рогнедой и жутким Киевом - различия были для меня особенно разительны.
Помните, что после вала критики нам его псевдоисторичность объясняли? Мол, да, мы «немного переврали», но ведь делали Голливуд, чтобы смотрели в мире. Так вот ребят, «Великая стена» — это Голливуд с его красотой и шикарными батальными сценами, и в мире его смотрят. И не только потому, что там снялись целых три американских актера, а потому что можно пойти семьей и показать детям, что такое хорошо, а что такое плохо. Почему быть грязным, жадным, наглым — это плохо, а защищать Отечество и други своя — хорошо, почетно и правильно.
P.S. Виктора Мараховского
К сказанному ув. автором стоит добавить одну мысль. В "Великой стене", помимо Родины, есть ещё и инопланетные пришельцы, находящиеся за оградой. Совсем как в х/ф "Притяжение" Фёдора Бондарчука.
Правда, в "Великой стене" отсутствует мощная мысль о том, что монстры спокойно летели по своим делам, а тупые китайские генералы решили сбить их корабль над своей столицей, чтобы поубивать больше своего народу. В "Великой стене" отсутствует мысль "мы все дрянь и несовершенны, а пришельцы няшны и несут добро". И вообще сюжет этой китайской картины лучится каким-то непростительным чувством национальной полноценности.
Между тем, именно отсутствие "чувства собственной полноценности" невероятно роднит отечественные картины "Викинг" и "Притяжение", несмотря на формальные их жанровые различия.
В этой нелепой неполноценности, кстати, нет решительно ничего "исконно русского". Достаточно вспомнить хоть былины, хоть старинные фильмы-сказки Роу и Птушко. Они точно так же лучились осознанием нормальности и полноценности Родины, как "Великая стена".
Это чувство полноценности было утрачено отечественным творческим классом лет, наверное, сорок тому назад - и до сих пор всё никак не может вернуться. А то, что они снимают в его отсутствие - неизменно одинаково и потому до тошноты скучно.