
Две недели тому назад мы рассказали вам о том, как российские пилоты Василий Селиванов и Александр Акименков впервые в истории стали победителями в немецком кузовном чемпионате VLN, который уже с 1977 года проходит на трассе Нюрбургринг. В этот раз нашему корреспонденту повезло побывать на финальном этапе сезона и узнать, как на самом деле все это происходит.
Эта поездка прошла по всем канонам: с ужином в знаменитом ресторане Нюрбургринга «Pistenklause», прогулкой по Северной петле, посещением базы команды, рейс-такси, наблюдением за гонкой из боксов Black Falcon и участием в отличной вечеринке по окончании сезона. Но начнем все же с начала.
Четверг. Гоночные фрикадельки и «мясной» Нюрбургринг
Из аэропорта Франкфурта до Нюрбургринга 170 км, а вот в часах это расстояние измерить сложнее: все зависит от пробок. Александр Акименков и Василий Селиванов за годы своего участия в гонках на Нюрбургринге этот маршрут уже изучили досконально и хорошо знают, как объехать пробки, которые неизменно собираются здесь в конце рабочего дня. Так что уже через два часа мы парковались около гостиницы, а еще через 30 минут заходили в ресторан «Пистен Клаузе» — пожалуй, самое известное место на Нюрбургринге после самого Нюрбургринга.
Этому ресторану, как и отелю, уже 50 лет, но его популярность не падает. И причин тому несколько: от совершенно потрясающего мяса, которое ты самостоятельно жаришь на раскаленном камне, до стен, увешанных историческими фотографиями с гонок на Нюрбургринге и расписанными автографами как случайных людей, так и знаменитых гонщиков, захаживавших сюда на ужин и бутылку вина или кружку пива.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что этот ресторан, как и гостиница рядом, принадлежит Урсуле Шмитц, матери одной из самых известных немецких гонщиц Сабины Шмитц, которая носит титул королевы Нюрбургринга.Сабина, кстати, не пропускает выступления в VLN, и практически каждый раз приезжает «на тумбочку», и финальный этап не стал исключением. В предыдущие годы она выступала за команду Frikadelli Racing, где спонсором выступала компания Abbelen, выпускающая в том числе и замороженные мясные фрикадельки. Мы их в этот раз попробовали за завтраком — ничего особенного
Abbelen не единственный подобный спонсор в автоспорте. Здесь отличились и конфеты «мишки Haribo» и многие другие «нестандартные» для автоспорта компании. А дело все в том, что в Германии существует закон, по которому компания, поддерживающая автогонки, может не платить в бюджет часть налогов. И это всем выгодно: и автоспорт развивается, и компания получает дополнительную отличную рекламу.
«Держитесь подальше от торфяных болот»
На поздний вечер у нас была запланирована прогулка по Нюрбургрингу. Я предполагала, что мы просто приедем на одну из смотровых площадок, поздороваемся с трассой и поедем обратно в отель. Но не тут-то было. Александр и Василий решили организовать прогулку по самой трассе с рассказом о конфигурации и том, как правильно проходить повороты.

В Экс-Мюлле (Ex-Muhle) мы приехали после того, как нас «спугнул» технический автомобиль с желтыми мигалками, остановившийся возле выхода на трассу. Администрация Северной петли не приветствует прогулки по треку, особенное в темное время суток: если засекут, то выгонят точно, однако других наказаний за этим не последует.
Мы поинтересовались у Ивана Стрекопытова, СЕО Нюрбургринга по России и Китаю, как владельцы относятся к частным прогулкам и появлению граффити на асфальте трека, и Иван не дал однозначного ответа. По его словам, Северная Петля Нюрбургринга это частная собственность, но они не запрещают ее посещения вне тех часов, когда трасса открыта, так как понимают, что это часть истории и атмосферы, которые возникли вокруг кольца. Однако это касается только тех случаев, когда посетители не причиняют вреда. Был случай, когда граффити нанесли в таком количестве, что из-за этого пришлось на несколько часов отложить начало туристических заездов: отмывали слишком скользкую краску. Виновника нашли по камерам, подали на него в суд за порчу имущества и заставили возмещать убытки. Сумма получилась очень серьезная.
Выйдя на трассу в районе Экс Мюлле, мы сначала поднялись вверх до Калленхарда, а затем вернулись и прошлись до Брайдшайда, миновав самую низкую точку трассы, от которой и идет отсчет перепадов высот в 270 метров. Василий подробно рассказывал про прохождение каждого поворота и прямиков, но в темноте было довольно сложно правильно воспринимать эту информацию, и в итоге мы решили просто наслаждаться тишиной и покоем, которые уже через несколько часов должны были смениться ревом моторов и запахом горячих автомобилей и покрышек.
Говорят, что летом в прохладные ночи после жарких дней трасса издает звуки, от которых стынет кровь. Именно такие звуки описывал Конан Дойл в своей повести «Собака Баскервилей», но если там их издавало то ли животное, то ли торфяники, то здесь это звук охлаждающегося металла и сужающихся металлических гардрейлов вдоль трассы.
Еще одной особенностью ночного Нюрбургринга стало огромное количество самого разнообразного зверья, выходящего из гущи Эйфельских лесов. Мама и папа — кабанчики — неспешно переводили через дорогу в свете фар своих четырех пятачков, помахивала хвостом лиса, а из леса посверкивали чьи-то глаза.
Пятница. Утро на базе
Black Falcon — одна из самых старых, опытных и именитых команд на Нюрбургринге. Таким же уважением пользуются разве что Manthey Racing и Get Speed. Александр Акименков рассказывал, как в свое время он долго присматривался к различным гоночным коллективам, выбирая тот, с кем выступления станут максимально комфортными и результативными. И таким стала команда Black Falcon. Интересно, что после нескольких лет участия в гонках на Северной петле Александр и сам получил встречное предложение от команды, и с тех пор их сотрудничество происходит к взаимному удовольствию.

Black Falcon были созданы в 2005 году тремя друзьями — Алексом Бомом, Марком Шраммом и Марвином Вагнером. Они очень быстро раскрутились, и их реноме значительно выросло после того, как в 2007 и 2008 годах Алекс Бомм становился чемпионом VLN.
На утро пятницы у нас была запланирована экскурсия на базе команды, где нам показали офис и рабочие площади и рассказали, что основным направлением работы и статьей доходов компании является подготовка автомобилей к трек-дням и соревнованиям. Black Falcon сами не занимаются изготовлением деталей, но собирают автомобиль из приобретенных — каркаса безопасности, гоночных тормозов, амортизаторов, систем охлаждения и др. — и настраивают его.
Участие в соревнованиях командой и ведение пилотов — это уже следующее направление, менее прибыльное, однако и его они сумели довести до того уровня, когда желающих выступать за Black Falcon больше, чем команда может «переварить». Black Falcon помимо заводских пилотов, выступающих на Mercedes AMG GT3, ведет и частные коллективы и экипажи. Александр Акименков и Василий Селиванов — одни из фаворитов Алекса Бома, ведь они приносят команде столь важные для привлечения других клиентов победы.

На следующий год Алекс предложил нашим пилотам приобрести для них новую, более быструю машину и перейти в другой, старший класс. Речь идет о Cayman GT4 MR, тесты которого состоялись перед прошлым этапом. Спортсмены отметили, что новый Porsche получился очень удачным: быстрым, стабильным и хорошо сбалансированным.
Погонять по Нюрбургрингу…
Следующей нашей остановкой стал E-Sports Club, расположенный около центрального входа на автодром. Там недавно установили новейшие гоночные симуляторы (кастомная модель T1000 симулятора компании Prosimu с актуаторами PRS200), полностью воспроизводящие все ощущения от вождения автомобиля по гоночной трассе. Здесь можно выбрать любой из мировых автодромом, но, конечно, наибольшей популярностью пользуется Нюрбургринг во всех своих конфигурациях.
Гоночное кресло, пятиточечные ремни, перчатки — и погнали. Конечно же, на Porsche 911. За 20 минут сессии с непривычки устают руки, через 40 — дает себя почувствовать и шея. Усилия на руле — такие же, как в реальном гоночном автомобиле, удары от столкновения с другой машиной или гардрейлом — гораздо менее травматичные, все же это симулятор.
После симуляторов нас ждали гостевые заезды на ринг-такси, причем роль таксистов для нас исполняли наши же гонщики. Вся пятница отведена под тренировки и гостевые заезды, но у всех пилотов расписание складывается по-разному. Например, в этот раз, несмотря на большое количество гостей у Black Falcon (более сотни), на ринг такси записалось всего 42 человека. Под это дело команда подготовила семь автомобилей, установив на них второе сиденье — несколько Porsche и Mercedes AMG GT4, и пилоты, выступающие на них в субботу в гонке, катали своих гостей в пятницу.

Ринг-такси на Нюрбургринге — испытание не для слабонервных. Перегрузки на пассажирском сиденьи примерно те же, что испытывает в гонке пилот, только у тебя нет руля, создающего дополнительный баланс для тела, и точки торможения и ускорения выбираешь не ты сам, так что организм не успевает подготовиться к перегрузкам. Отсечка на спидометре у автомобиля категории Production установлена на 280 км/ч, и эту скорость удается испытать за 25 километров трассы не однажды.
Несмотря на это — вернее, благодаря этому — питлейн забит машинами, пилотами, зрителями и гостями. Счастливые лица после одного круга по Нюрбургрингу сменяются на зеленоватые после двух. В пятницу вход для всех свободный, в субботу билет стоит 18 евро. По нему можно попасть в любое место на трассе, питлейне, паддоке, на трибуны и даже на грид.
Александр все отведенное время катал гостей, Василию в конце сессии удалось проехать еще два круга «без балласта». На этом пятница была завершена, а суббота стартовала совсем рано: в 8.30 уже начиналась квалификация. И это удел всех бюджетных соревнований, проходящих в один день: каждый лишний день, проведенный на трассе, отъедает львиную долю расходов.
Русский Коля
Помимо Василия и Александра в команде Black Falcon есть еще один русский — это Николай Дридигер. Он приехал в Германию из Омска в 13-летнем возрасте, получил специальное образование и начинал свою карьеру в команде в 2006 году простым механиком. Четыре года назад он стал гоночным инженером, и для него это одна из самых интересных работ в мире.

Последние три года он работает с российским экипажем и называет их своей маленькой семьей.
— Мне очень легко с ними работать, мы быстро нашли общий язык и отлично понимаем друг друга. Когда я узнал, что в команде будут выступать российские пилоты, я сам попросился инженером в их экипаж, решил, что так всем нам будет проще и интереснее. За мои 13 лет с командой — это мой самый сильный сезон. Я очень доволен тем, как сложилось наше сотрудничество.
Суббота. Квалификация
Нюрбургринг на рассвете прекрасен. Горы и леса вокруг меняют свой цвет с черного, ночного, на фиолетовый, сиреневый, розовый, желтый и, наконец, привычный — голубовато-зеленый. Осень добавляет оранжевого, и это очень красиво.
У нас день начинается затемно. На трассу мы приезжаем к 8 утра, пилоты проходят административные и медицинские проверки, светать начинает у нас на глазах. Мы успеваем сделать фантастические кадры — на телефоны и фотоаппараты. Квалификация стартует в 8.30.
И пятница, и суббота проходят без дождей, и росы на поверхностях поутру немного, но асфальт все равно влажный, а в некоторых местах, особенно в низинках Северной петли, и вовсе мокро. Первой от колес выехавших автомобилей просушивается конфигурация Гран-при: видно, как на более темном и мокром асфальте появляется светлая траектория.
В нашем экипаже первым на трассу отправляют Ронни Летмейта — в разведку. Ронни — немецкий пилот, который выступает вместе с Василием и Александром. Василий поедет вторым. Главная ударная сила нашего экипажа — Александр Акименков. Он едет квалификацию последним. Мы пока с балкона гостевой ложи Black Falcon наблюдаем за происходящим на питлейне и трассе: ложа расположена на четвертом этаже башни питбилдинга, и оттуда видно как стартовую прямую и выход на Mercedes арену, так и дальнюю прямую Гран-при, с которой можно уйти налево на Петлю, а можно повернуть направо и оказаться в боксах или снова вернуться на грид.

Во время квалификации можно сколько угодно раз проезжать по Гран-при в ожидании окошка в трафике или для того, чтобы прогреть резину и заезжать оттуда на питлейн, а вот в гоночном режиме въезд направо можно осуществить только по решению маршалов. В другое время короткая траектория перекрыта конусами.
Особенности прохождения квалификации в VLN определяются в том числе и протяженностью трассы, и ее сложностью и опасностью. Стартуя с питлейна, редко можно предсказать, что в данный момент происходит на Петле — или произойдет в ближайшие минуты. Желтые флаги и «код сиксти» (сброс скорости до 60 км/ч) — постоянные гости. Если повезет, можно собрать чистый круг, а можно потерять много времени на флагах и трафике.
Александру повезло — его последний круг даже с учетом одних желтых флагов получился чуть больше 9,13. У главных конкурентов — команды Mathol Racing, которые весь сезон бились с Black Falcon за победу, лучшее время было 9,26, на гриде они оказались лишь четвертыми в классе.
В этот раз в квалификации весь пелотон разделился на тех, кто выехал на дождевой резине и сликах. Многие возвращались, чтобы переобуться в дождевую, но это не помогало. Ронни остался на сликах, решив, что так будет быстрее. Василий также остался на сликах, был быстрее Ронни, но все еще приходилось быть осторожным: на Петле оставалось несколько влажных участков, где машину могло сорвать в занос.

— Мы рассчитали с Колей время, чтобы мне выехать именно под отсечку на последний круг. Я кружил по Гран-при и выискивал себе окошко в трафике, чтобы никто не мешался, — рассказал Александр Акименков. — Мы с Колей договорились, что если машин передо мной будет много, то я уйду еще на один круг по Гран-при. И вот я сваливаюсь на задний прямик, вижу трафик, Коля говорит: «Еще один Гран-при». Я говорю «хорошо», выхожу из последней шиканы, и вся эта гвардия уходит направо! Я говорю: «Коля, я на трассу налево». И пошел на последний круг.
Гонка
После квалификации, которая заканчивается в 10.00, есть еще два номинальных часа до старта. На самом деле времени намного меньше, т. к. стартовая процедура начинается за час. В боксах команды не протолкнуться. Несмотря на большое помещение (намного больше, чем стандартные боксы на автодромах), места катастрофически не хватает, хотя машин здесь стоит немного. На время гонки боксы превращаются в командный пункт со зрительской зоной. В этом этапе участвовало восемь экипажей, и все они размещались тут — со сменой пилотов, механиками, инженерами, менеджерами, пресс-атташе, родственниками, создавая огромную толпу людей, одетых в красивые брендированные черным соколом куртки, майки и комбинезоны.
Машины готовятся к старту, грид уже размечен на три группы — старт происходит с интервалами.
Грид во время VLN — это нечто невероятное. 170 машин стоят намного плотнее разметки, и все равно они растягиваются очень далеко, фактически до смычки Петли с Гран-при. За 20 минут до старта всех выгоняют с решетки. Первыми на прогревочный круг уходят старшие классы. Затем через интервал в 2,5 минуты стартует следующая группа, затем третья.
Завалы на первом круге происходят довольно редко: марафонная дистанция способствует тому, что пилоты предпочитают быть не столь агрессивными, выжидая для обгонов подходящего случая. Вольфганг Вебер, стартовавший в экипаже команды Mathol Racing, тем не менее уже на первом круге сумел обойти несколько медленных автомобилей, но ситуацию это для него не исправило: Александр Акименков, который традиционно стартует и проходит первый стинт, за свою смену только увеличил преимущество. В тот момент, когда он передал руль Василию, от соперников его отделяло уже порядка 20 секунд.
«Я сказал Ронни: джаст ду ит!»
Василий вышел на трассу с хорошим преимуществом и ясным пониманием того, что упускать его ни в коем случае нельзя. Несмотря на то, что чемпионат к этому моменту был уже выигран, наши спортсмены хотели победой поставить жирную и красивую точку в сезоне, чтобы никто не сомневался в правомерности их трофея.

В этот раз была очередь Василия ехать двойной стинт, и уже в начале своей смены он попал под так называемый «код сиксти» в районе Лисьей Норы. Там произошла серьезная авария с несколькими автомобилями и двумя «ушами», и растаскивали ее довольно долго.
Однако ни это, ни его собственный контакт с более медленной BMW на одном из кругов, не помешали за время двойного стинта собрать еще порядка 20 секунд преимущества над Mathol Racing. Заканчивал гонку Ронни Летмейт, и теперь главное для него было не растерять имеющееся.
— Я сказал: «Ронни, джаст ду ит», и в целом был спокоен, потому что у нас было 40 секунд в запасе, но еще до его старта мы с Сашей начали нервничать, — рассказал Василий Селиванов. — Когда ему отмахнули заводить двигатель, Ронни вместо этого отодвинул назад сиденье. Оказалось, он не в том положении закрепил ремни, и пришлось делать все заново. Уже на этом мы потеряли 25 секунд.
Гонка получилась быстрой и поэтому на долю Ронни выпал не один, а два полноценных стинта по 5 кругов, и вместо питстопа с короткой дозаправкой у него получился второй полноценный пит-стоп. Mathol Racing были на другой тактике и им это позволило миновать «код 60» (в это время они заезжали на пит-стоп) и сэкономить время на последнем питстопе. Таким образом, Ронни Летмейт в итоге финишировал лишь вторым, уступив Mathol Racing. Но и это было не самое неприятное…
Гонки это не только… гонки
Когда мы выходили из боксов после гонки, нас догнал Николай с паникой в глазах. «Mathol подали на нас протест!» — сказал он. Первая мысль была: на что можно подать протест, ведь машины фактически стоковые? Вторая — что те, кто не может победить на трассе, начинают строчить протесты.
Система подсчета очков в VLN такова, что в зачет идет семь лучших этапов из девяти. После предпоследнего этапа стало понятно, что даже если ребята не финишируют на финальном, то имеющихся очков вполне хватит для победы в чемпионате. Однако это не касается дисквалификации. В том случае, если на одном из этапов экипаж дисквалифицируют, то в зачет идет не семь, а шесть этапов.

Этой тонкостью решили воспользоваться в команде Mathol Racing. Финишировав первыми на финальном этапе, они подали протест за второе место на Black Falcon за несоответствие тормозов техрегламенту. Таким образом, если наш экипаж будет дисквалифицирован на девятом этапе, он лишится и своей победы в чемпионате.
Хозяин команды Алекс Бом не сомневается, что оснований для протеста не имеется. «Когда вы едете в хвосте пелотона, вы никому не нужны. Но как только вы побеждаете, вы становитесь объектами для зависти и, как следствие, протестов, претензий и прочих происков», — сказал он.
Однако решение техкомиссарами еще не принято, и даже уверенность, что с автомобилем все в порядке, не спасает от довольно нервного ожидания вердикта. Ну а известно все станет в течение ближайших дней.
…На данный момент Александр Акименков и Василий Селиванов являются не только победителями в классе V6 категории Production Cars, но и входят в Топ-20 пилотов по итогам сезона. Топ-20 из 840 заявленных гонщиков, 300 с лишним из которых ехали каждый этап? Согласитесь, внушает уважение.