На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

На Линии

61 подписчик

Машины времени Александра Смирнова

Развитие автоспорта в любой стране напрямую зависит от экономической ситуации. С начала 2000-х в России начали появляться первые гоночные треки, разработанные в соответствии с требованиями международной автомобильной федерации FIA. В страну стали приезжать такие серии, как WTCC, DTM, а позже и «Формула-1».

Но только появление чемпионата Moscow Classic Grand Prix стало тем аттестатом зрелости, который позволяет сказать, что автоспорт в России превратился в полноценное и самодостаточное движение.

Главные герои Moscow Classic Grand Prix – советские классические спортивные автомобили – «Жигули», «Волга», «Москвич», формула серии «Эстония», а также аналогичные по возрасту спорткары иностранного производства – Porsche, BMW, Mini, Ferrari, Jaguar. Увидеть кольцевые гонки с участием классических спортивных автомобилей теперь можно не только в советской хронике и документальных фильмах. Болиды прошлого ожили и готовы перенести вас в свое время. О Чемпионате MCGP рассказал его основатель – глава компании «Старое Время», Александр Смирнов.

- Александр, как родилась идея гоночной серии с участием ретро автомобилей?

- Я уже более 30 лет в автомобильном бизнесе. Сейчас руковожу компанией «Старое Время» – мы восстанавливаем и храним классические автомобили, консультируем и сопровождаем продажи, если клиенту это необходимо. У нас скорее музей, нежели автосалон – о каждом экземпляре здесь можно написать отдельную книгу. Соответственно, и сервисная зона у нас выполняет особую функцию, хоть современные автомобили тоже иногда обслуживаем.

Любовь и уважение к ретро автомобилям, в конце концов, нашли свое воплощение в серии Moscow Classic Grand Prix. Первую гонку я организовал в 2013 году, на старт вышло всего четыре участника, но в финале года соревновались уже 28 автомобилей. Прошедшим летом наш чемпионат собрал уже 168 участников, из которых 131 автомобиль был полностью подготовлен по правилам автоспорта. Помимо трех этапов Moscow Classic Grand Prix, мы проводим еще три этапа Кубка Страны. Это региональные этапы, призванные расширять географию нашего движения.

- Участвовать может любой желающий?

- Да, любой с открытой категорией «В». По сути, даже собственный автомобиль не нужен – можно договориться с командой или с владельцем об аренде. Пилоты у нас самые разные и по возрасту, и по опыту – есть спортсмены советских времен, молодежь, бизнесмены. География помимо Москвы: Берлин, Благовещенск, Архангельск, Туапсе. В следующем сезоне будет 200 участников, может быть, больше.

При том, что соревнования имеют любительский статус, все гонщики и механики обладают очень глубоким пониманием автоспорта. Многие выступают в ранге мастеров спорта и чемпионов советских соревнований. Чемпионат Moscow Classic Grand Prix уже не просто хобби, а участие 5-6 поколений в реконструкции событий советского автоспорта.

- Зрители это в основном фанаты ретро и родственники участников, или удалось привлечь новую аудиторию?

- На этапы приходят тысячи зрителей, мы никогда не считали точно, так как вход бесплатный. Но посещаемость очень хорошая, судя по тому, что нами интересуются крупные рекламодатели и телеканалы. На Russia Today вот был репортаж. Мы о нем даже не знали, они сами приехали, отсняли, выпустили. То есть, событие уже настолько популярно само по себе. С «Матч ТВ» мы уже договорились на следующий год – будет серия передач.

Конечно, зрителей было бы намного больше, если трасса была не под Волоколамском, а на Тушинском аэродроме, тут и 100 000 человек мы бы собрали. Но у нас самый лучший трек в регионе это Moscow Raceway. С трассой в Сочи мы тоже разговариваем, и они заинтересованы, но пока ни у кого нет таких бюджетов, чтобы провести там хотя бы один этап.

- Гонщики обслуживаются у вас же в сервисе?

- Многие у нас, но на всех места уже не хватает. Поэтому хорошо, что сейчас благодаря развитию чемпионата стали появляться новые точки. Люди создают свои команды и сервисы, интерес растет на глазах. Будет новый зачет «Волга 21», она известна у нас в стране больше, чем любой другой автомобиль, это такой народный автомобильный символ. И я уверен, что состоятельные люди начнут строить эти «21-ые» Волги к сезону, потому что это наше, и сейчас будет площадка, где можно показать свою любовь к этому автомобилю.

- Как обслуживают двигатели между этапами: проверяют, перебирают?

- Перебирают, если использовалось плохое масло, и появились какие-то проблемы. Вот у меня мотор на «Москвиче» отъездил весь сезон, я его даже не собираюсь перебирать. Зачем? Не мешай технике работать, как говорится. Если мы собрали хороший двигатель, залили хорошее масло, компрессия в порядке, то не будет необходимости в ремонте.

Важно учитывать, спортивные машины имеют свою специфику – они спроектированы в 50-60-х годах, у них масляные насосы старого образца, не такое эффективное охлаждение. Масло после определенных оборотов начинает перегреваться, пениться. В некоторых случаях оно закипает в масляном насосе, далее, уже с пузырьками, подается к парам трения, и возникает чрезмерный износ, так как масляная пленка неравномерна.

До этого у нас вышли из строя 4 мотора: масляное голодание, задир вкладышей, перегрев цилиндра по стенке. То есть, масло не выдерживало нагрузок. Заливали Comma, потом Mobil. Не очень помогало. Температурный режим очень жесткий, масло не справлялось. Мы это понимали, ставили дополнительный масляный радиатор, думали, понизим температуру масла, и оно будет стабильнее, но не помогало. В этом сезоне перевели сервис на «Шелл», все очень хорошо. Вязкость для всех разная, естественно. На гражданские у нас в основном 5w30 идет, иногда 5w40. А все спортивные машины, в том числе мой «Москвич», у нас на 10w60.

- Какая нагрузка ложится на двигатели во время гоночного сезона?

- Давайте посчитаем. За один этап мы проезжаем 15 кругов по 3 км. Между этапами обязательно любая машина проходит 3-4 тренировки. Выходит около 250-300 км в предельных режимах, обороты пиковые, температура летом максимальная. После каждого этапа проводим замены масла, на всякий случай.

Мы на основе опыта уже понимаем, что приблизительно все масла одинаковы. Можно лить «Лукойл» в Mercedes, и он все равно будет ездить, ничего не сломается. Наверное. Но когда дело доходит до экстремальных нагрузок, тогда становится понятно, что одно масло ты лил, и у тебя «легло» 4 мотора, а перешел на другое, крутишь двигатели в отсечку постоянно, и они в порядке, масляное голодание не наступает.

- А как вы качественные показатели масла определяете в условиях сервиса, по свечам или через эндоскоп как-то смотрите на состояние двигателя?

- Некачественное масло мы быстро определяем по маслозаливной крышке: если видны отложения на обратной стороне и на внутренних поверхностях двигателя, значит, масло некачественное, или владелец пропустил несколько циклов замены.

Или вот привезли нам две бочки 5w50 предыдущего поставщика, а масло внутри разное по цвету. Это как? Я не химик, но это же странно, наверное. Раньше говорили, что все популярные бренды подделывают. Но сейчас у нас вопрос с этим снялся.

Кроме этого, новые продукты мы всегда до начала чемпионата тестируем: собираем двигатели у спортивных мотористов, ставим на обкаточный стенд, проверяем мощность, компрессию, износ. Так мы понимаем, что это за продукт. Тут как-то сошлось – и результаты, и логистика с российского завода, и опыт применения в гонках.

- А на стенде какие именно двигатели испытывали?

- От «Волги», «Москвича», «Жигулей». Соответственно классам, в которых мы соревнуемся. Это старые советские двигатели, но они построены по современным технологиям. У меня на «Москвиче», например, мотор 70-х годов крутится до восьми тысяч оборотов, это очень много для него. «Волговские» моторы могут крутиться до девяти тысяч. Естественно, меняются поршни и шатуны на облегченные, потому что старый конструктив – он тяжелый. И вот на «Москвиче» поршневая группа – 4 шатуна, 4 поршня – теперь весит на 1800 г меньше, это сумасшедшие цифры для этого мотора.

Так мы даем советским легендам вторую жизнь, а новым поколениям – шанс не только прикоснуться к истории, но и писать ее вместе с нами.

Ссылка на первоисточник
наверх