Риски для финансовой стабильности в России в целом снизились, однако в 2018 году не исключены всплески волатильности, заявила первый зампред ЦБР Ксения Юдаева. Основные риски, по мнению ЦБР, связаны с "монетарной политикой ведущих центробанков" (то есть слишком резким повышением процентной ставки американским ФРС) и геополитикой.
Злые языки говорят, что обострение ситуации на Востоке Украины возможно ближе или во время проведения в России Чемпионата мира по футболу.Но самое интересное другое. ЦБР, по словам Юдаевой, в случае возникновения рисков на рынке облигаций федерального займа (ОФЗ) при потенциальном ужесточении санкций может задействовать свои инструменты для поддержки рынка. В документе о расширении санкций в отношении России на сайте Конгресса США говорится, что в будущем санкции могут быть наложены и на государственный долг России. Один из пунктов документа гласит, что в течение 180 дней Казначейство США и управление Национальной разведки должны предоставить конгрессу детальный доклад о потенциальных последствиях расширения санкций США на ОФЗ, евробонды и деривативы.
По оценкам участников рынка, доля нерезидентов на рынке ОФЗ превышает 30%. И его дестабилизация прежде всего несет риски для курса российского рубля (из-за подъема цен на нефть проблема дефицита бюджета стоит не так остро, как казалось ранее). Имеются ожидания, что в случае негативного сценария курс рубля может упасть примерно на 15% от текущего уровня. При этом и без всякой политики слишком резкое повышение ставки ФРС может вызвать распродажу российского внутреннего долга.
Все риски, озвученные ЦБР, конечно, серьезны и справедливы. Хотя конечно и не факт, что будут реализованы. Мы можем добавить еще и коррекцию на американском рынке акций, которую ждут очень давно и которая может вызвать распродажу всех активов развивающихся рынков – валют, акций и облигаций. Конечно, ЦБР также обладает серьезными ресурсами: это не только международные резервы в размере $427 млрд, но и ресурсы главной дочки ЦБР – Сбербанка.
Как мы хорошо знаем, ЦБР не очень любит вмешиваться в динамику рынка. С другой стороны, в год президентских выборов власти, вероятно, озаботятся финансовой стабильностью. Именно об этом говорят слова госпожи Юдаевой, которые которые внушают умеренный оптимизм всем держателям российских ценных бумаг и российской национальной валюты.
На самом деле в большей или меньшей степени риски на российских финансовых рынках и в глобальной экономики существовали всегда. Реальной, например, в 2003 году была угроза дефолта по внешнему долгу. Тогда Россию спасла дорожающая нефть и начало "юкосовской" истории. Просто до печальной истории с банкротством Lehman Brothers в 2008 году и последовавшего за ним падения котировок акций и рубля представители российского ЦБ, да и аналитики большинства финансовых компаний, предпочитали не говорить о них вслух, чтобы не спугнуть инвесторов. Ведь инвесторы - это комиссионные брокера, а комиссионные брокера - это бонусы, в том числе и сотрудников аналитических отделов.
В результате объективная картина прошлого до публики иногда доносится, а вот настоящего - довольно редко.