На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

На Линии

61 подписчик

Рождение новой "Злой Диктаторши" и Запад: а помните, как вы ей Нобелевскую премию дали?

На наших глазах идет к своему закату одна из самых ярких мировых репутаций, а именно репутация Государственного Советника Союзной Республики Мьянмы и лауреатки Нобелевской премии мира 1991 года Аун Сан Су Чжи. Госпожа Аун Сан Су Чжи сейчас – первый человек в древней стране, до прихода к власти военных в конце двадцатого века называвшейся Бирмой (пост государственного советника в Мьянме аналогичен посту канцлера в Германии). И, увы, Аун Сан Су Чжи не хватило то ли мужества, то ли элементарного сочувствия людям, чтобы осудить наступление мьянманской армии на деревни мусульманской народности рохинджа на западе страны. Все квалифицированные наблюдатели признают, что ответ военных на нападение группы боевиков-рохинджа на армейские посты 25 августа (погибли 12 солдат) оказался неадекватным. Армия начала такое мощное наступление, что число бежавших в соседнюю мусульманскую страну Бангладеш рохинджа составило несколько сот тысяч человек.

Эта история вызвала выплеск эмоций даже в далеком Грозном, где впечатлительный Р.А. Кадыров, поддержав спонтанную акцию единоверцев у посольства Мьянмы в Москве, пригрозил мучителям мусульман оружием массового поражения («Я бы даже… ядерную туда»,- заявил он в размещенном на YouTube интервью.) Кадыров подправил свою позицию в мирном духе вскоре после мягко поставившего его на место высказывания президента Путина. Но дальше произошла тихая сенсация – с  вечно ругаемым мировыми СМИ Кадыровым вдруг заговорили в унисон «хорошие мальчики» мировой политики, которых эти самые мировые СМИ, наоборот, традиционно облизывают.

ДАЛАЙ ЛАМА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА  

«Это азбучный случай этнической чистки!» - возмущается глава комиссии ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хуссейн. «Если бы Будда сегодня был в Мьянме, он пожалел бы мусульман!» - мягко стыдит буддистку Аун Сан Су Чжи главный духовный авторитет большинства буддистов – Далай Лама. И, конечно же, быстренько появляется в Интернете петиция с требованием лишить Аун Сан Су Чжи нобелевской премии мира. За считанные дни она набрала 400 тысяч подписей.

Западная пресса пытается выгородить свою недавнюю любимицу: парижская «Монд» отмечает, что реальная власть в Мьянме все еще в руках военных. «Нью-Йорк таймс» обращает внимание на отсутствие у администрации Аун Сан Су Чжи опыта: 71-летняя правозащитница находится у власти всего 18 месяцев, многое еще предстоит понять…

НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ

Похоже, западные журналисты боятся вопросов, которые будут обращены уже не только к Аун Сан Су Чжи, а к их собственным западным политикам и якобы негосударственным организациям: а куда же они смотрели, когда несколько десятилетий лили на сидевшую под домашним арестом с 12 слугами «затворницу военного режима» золотой дождь орденов, медалей и премий?

В самом деле: что сегодня думает организация «Международная Амнистия» о лауреатке своей премии 2009 года «Посол совести»? Если AmnestyInternationalтак осуждает гонителей рохинджа, то, может быть, эта организация выступит, наконец, с признанием собственной ошибки вместо того, чтобы опять требовать покаяний от других? По логике, сегодня и господину Биллу Клинтону должна аукнуться «президентская медаль свободы», которую он заочно присудил Аун Сан Су Чжи в далеком 2000-м году. А ведь была еще и медаль конгресса США, было еще и почетное гражданство от полюбившей ныне бандеровцев Канады, была премия имени Сахарова от Европейского Парламента. Было и почетное членство от международного ПЕН-центра с церемонией в Осло… В том самом норвежском Осло, где объявляли лауреатами Нобелевской премии мира  Горбачева и Обаму. В общем, все по шекспировскому сонету в переводе Самуила Маршака: «И неуместной почести позор, и мощь в плену у немощи беззубой».

ПОЗОРНЫЕ НАГРАДЫ

Вся эта история показывает, насколько же иллюзорными (а на поверку просто позорными) оказываются расточаемые в сегодняшнем западном мире награды. Все эти литературные «нобелевки» для публицистки Алексиевич, «сахаровские премии по журналистике» для никогда не державшего микрофон или диктофон Ходорковского, ленточки и значочки с когда-то великими словами «свобода», «правозащита», «феминизм» и т.д.

Если вглядеться, у феномена незаслуженных наград история долгая и попросту страшная. Достаточно вспомнить, что рекордсменом по количеству полученных европейских, американских и советских орденов был румынский «великий кондукатор» Николае Чаушеску (1918-1989), коммунистический диктатор Румынии в 1965-1989 годах. Последний орден Ленина он получил от Горбачева в 1988 году, а уже в 1989 году Николае Чаушеску был расстрелян вместе с женой «восставшим народом». Быстренько поддержавший восстание Горбачев уже в 1990-м посмертно лишил Чаушеску всех его советских наград и знаков отличия.

ЭПИДЕМИЯ ПРОЗРЕНИЙ

Что ж, у победы много отцов, поражение – всегда сирота. Но, может быть, хотя бы история с Чаушеску научит нынешних сильных мира сего думать перед тем, как осыпать орденами еще не ушедших от власти (а значит, не определивших еще своего наследия) коллег? Посмертный «отъем» наград может оказаться еще более позорным для отнимающего, чем для уже «не имущего сраму» покойника. Сегодня в Румынии на Чаушеску смотрят более спокойно, и убийство 1989 года супружеской четы Чаушеску все больше выглядит не как героический акт возмездия, а как трусливое преступление, вполне возможно, призванное замести не нужные кое-кому следы. В этих условиях охватившая вместе с Горбачевым всех европейских лидеров три десятилетия назад эпидемия «лишения румынского диктатора незаслуженных орденов» если и выглядит прозрением, то скорее комическим, чем трагическим.

Почему-то именно тогда, в декабре 1989 года, вдруг проснулась датская королева Маргрете Вторая, неожиданно ощутившая, что Чаушеску недостоин быть датским рыцарем – кавалером Ордена Слона. За день до казни Чаушеску британская королева Елизавета тоже почему-то почувствовала, что румынский коммунист недостоин рыцарского креста Всепочтеннейшего Ордена Бани – одной из высших наград Британской империи. Так что Горбачев со своим прозрением, как всегда, оказался в великосветской компании.

ОРДЕН КАК АВАНС ЗА «ПЕРЕСТРОЙКУ»

Ответ на вопрос: «А зачем же западные лидеры надавали Чушеску столько орденов?» - следует искать во времени их вручения. Большинство наград были вручены Чаушеску в период сразу после 1968 года, когда недавно вступивший на пост (в 1965-м году) румынский лидер отказался принять участие в вводе войск советского блока в Чехословакию. Ведший себя независимо на международной арене Чаушеску (он, например, отказался вместе с СССР прекратить дипломатические связи с Израилем) вызывал у западных лидеров надежду на развал «социалистического лагеря» или хотя бы на развал его, лагеря, внешнеполитического единства. Вот и все. Никаким «рыцарем свободы» румынский кавалер Ордена Бани, конечно же, никогда не был. Но западных вручателей премий это не волновало – пока не появилась надежда поставить на место Чаушеску более лояльных себе людей.

С Аун Сан Су Чжи и множеством российских «жертв режЫма»  та же история. Надежда перестроить чужое общество (хоть мьянманское, хоть российское) в приятном для вручателей премий духе – мощный стимул не только для грантов или приглашений на конференции, но и для орденов и премий. Только вот сами ордена при этом обесцениваются. Потому что – «ордена за службу верную дают». За службу прежде всего своей стране, а уж потом и всему человечеству.


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх